Пенза лишиться троллейбусов и останется без света

09.07.2020
Мемориальная доска, посвящённая открытию троллейбусного движения в городе Пензе.

История развития

Необходимость создания в Пензе развитой системы общественного транспорта стала очевидной в годы Великой Отечественной войны. За счет эвакуированных резко увеличилось население Пензы — к концу войны оно насчитывало уже около 200 тысяч жителей. Именно в годы войны город стал крупным индустриальным центром.

Учитывая это, в 1943 году Пензенский обком ВКП(б) и облисполком обратились в Совнарком СССР с просьбой рассмотреть вопрос о строительстве в Пензе троллейбусных линий. Предпочтение новому виду транспорта — троллейбусу, а не более распространенному к тому времени трамваю, было обусловлено слабой приспобосленностью последнего к холмистому рельефу города. 6 февраля 1944 года, несмотря на военное время, Совнарком СССР принял постановление № 124 «О мероприятиях по улучшению городского хозяйства», которым было признано целесообразным «приступить в г. Пензе к дополнительным работам по постройке первой очереди троллейбусной линии протяженностью 7 км». Проектом предусматривалось соединить троллейбусным сообщением южную часть города, где располагались оборонные заводы № 740 (позднее — «Пензмаш») и № 163 (позднее — ПО «Эра», ПКБМ) с северной частью города и заводом № 50 (Велозавод, Завод им. Фрунзе).

В начале 1945 г. силами маломощного дорожно-мостового треста горкомхоза с большими трудностями начались работы по строительству дорог для первой троллейбусной линии. Работы велись в трудные послевоенные годы. Ощущалась острая нехватка материалов: для устройства опор контактной сети требовался лес-кругляк, для тяговых подстанций — строительные материалы, дорогое электрооборудование, для монтажа контактной сети — дорогостоящий медный провод и техническая арматура. Требовалось перестроить осветительные, телефонные сети по всей линии, подготовить качественное дорожное покрытие. К работам привлекались жители города, рабочие предприятий и организаций, студенты учебных заведений; организовывались субботники и воскресники.

В 1946 году в Москве началась подготовка водительских кадров для пензенского троллейбуса. Была сформирована группа из 13 человек, которая после обучения в Московском институте технического обучения и прохождения практики на базе 2-го московского троллейбусного парка в марте 1947 года возвратилась с дипломами в Пензу.

4 ноября 1948 года состоялось торжественное открытие троллейбусного движения по маршруту «Пенза I» — «Мебельная фабрика». В этот день все три троллейбуса МТБ-82Д выехали в рейс с пассажирами. От привокзальной площади троллейбусная линия прошла по улицам Октябрьской, Московской, М. Горького, Кирова, Калинина и Свердлова до разворотного кольца на конечной остановке «Мебельная фабрика» (хотя к тому времени бывшая мебельная фабрика уже называлась заводом № 163 и производила военную продукцию). Это разворотное кольцо сохранилось и поныне, до 2006 г. здесь находилась конечная троллейбуса № 5 (на трафаретных указателях она обозначалась как «Набережная реки Мойки», а с 1990-х гг. — НПП «Эра»). Длина линии в однопутном исчислении составляла 9,4 км. Плата за проезд осуществлялась по зонам. Стоимость одной зоны составляла 20 копеек. Например проезд от Пенза I до Мебельной фабрики стоил 1 руб. 20коп.

На открытие троллейбусного движения собралось множество народу. На Театральной площади состоялся торжественный митинг, после чего троллейбус отправился в свой первый рейс, а его первыми пассажирами стали депутаты горсовета, строители, стахановцы.

Троллейбусная сеть Пензы в 1990-е годы

В 1992 году было максимальное количество троллейбусных маршрутов за всю историю — 12. Одиннадцать с номерами и один безномерной, появившийся в первой половине 1992 года — «Кривозерье — улица Стасова», осенью он получил освободившийся номер 4 взамен закрытого маршрута «Терновский мост — стадион ЗиФ», по которому ходила всего одна машина. В 1993 г. троллейбусная линия по проспекту Строителей была продлена на две остановки от «Улицы Стасова» до остановки «5-й микрорайон Арбеково» (современное название — «Кольцевая»). До этой конечной были продлены маршруты № 4, 10, 11. На 4-м, а также на 7-м маршруте впервые в Пензе в 1993 г. появились сочлененные троллейбусы. Все троллейбусы маршрута № 7, кроме сочлененных, базировались в троллейбусном депо № 1, а сочлененные — в депо № 3.

В конце 1990-х гг. незначительные изменения претерпела конфигурация сети в районе стадиона «Пенза». В связи с очередным длительным ремонтом тепло- и паропровода под улицей Леонова была проложена временная объездная линия с другой стороны стадиона, по улице Крупской. Однако по окончании ремонта было решено возвратить движение на прежнюю трассу только при движении в сторону улицы Циолковского. В противоположном направлении сеть по улице Леонова была демонтирована. Новая линия по улице Крупской по состоянию на 2016 год продолжала существовать в обоих направлениях, хотя одно из них в пассажирском движении постоянно не используется. Движение по улице Крупской в обе стороны осуществляется при проведении ремонта теплопровода на улице Леонова.

Троллейбусная сеть Пензы в XXI веке

В 2007 году, после многолетнего перерыва была возобновлена работа по развитию сети. Это стало возможным прежде всего за счет серьёзного обновления подвижного состава. 1 декабря 2007 г. открыто продление линии троллейбуса маршрута №9 от бывшей конечной «Улица Долгорукого» до «Улицы Клары Цеткин (Кордона-13)». Линия длиной 7,2 км в однопутном исчислении прошла по улицам Чаадаева, Дружбы, Долгорукого и Клары Цеткин до Кордона-13, сквозь достаточно крупный «спальный» микрорайон. Для сохранения интервалов движения выпуск машин на линию увеличен с 15 до 18 единиц.

В 2016 году, работа по развитию сети вновь возобновилась. Троллейбусная линия по проспекту Строителей была продлена на две остановки до мкр. Запрудный. До этой конечной были продлены маршруты №4, №6, №7.

С сентября 2016 года, в связи с закрытием на реконструкцию Свердловского моста, маршрут №6 от остановки «Улица Чкалова» стал следовать в Кривозерье. В ноябре 2017 года с открытием обновленного моста троллейбус вернулся на прежний маршрут — до станции Пенза-III. Однако в январе 2019 года из-за низкого пассажиропотока вновь стал ходить в Кривозерье. Линия на улице Тухачевского частично демонтирована.

С 2018 года некоторые пензенские троллейбусы работают без кондукторов: на маршрутах №1, №2 и частично №6. Вход осуществляется в среднюю и/или заднюю дверь, оплата — у водителя на остановке или во время движения.

С 2019 года троллейбус №2 следует через Центральный рынок (вместо улицы Володарского). Линия на улице Володарского, тем не менее, продолжает функционировать и используется в экстренных случаях.

C 17 января 2019 года троллейбус №6 ходит по маршруту «Запрудный — Кривозерье».

Троллейбусные депо Пензы

В настоящее время система обслуживается одним троллейбусным парком.

  • Депо № 2 (проспект Победы, 65) было открыто в 1971 году, вскоре после продления троллейбусной линии вдоль проспекта Победы в новый район Арбеково, где в те годы развернулось массовое жилищное строительство. До 2005 г. депо обслуживало маршруты № 3, 5, 6, 8 и 9. В феврале 2015 года депо было реорганизовано в троллейбусный парк.
  • Депо № 1 (ул. Кривозерье, 26) — самое молодое депо города, было открыто зимой 1988/89 гг. в качестве депо № 3. Расположено на южной окраине города. Основной целью строительства нового депо в Кривозерье было снижение нагрузки на старейшее депо, расположенное на ул. Суворова. Это было жизненно необходимо для открытия новой троллейбусной линии по ул. 8 Марта и проспекту Строителей до ул. Стасова, вдоль которой к тому времени вырос крупнейший в городе «спальный» район. Изначально депо обслуживало только маршруты № 2 и 4. 18 апреля 2014 года было закрыто, а весь подвижной состав передан в троллейбусное депо №2.
  • Старейшее в городе троллейбусное депо № 1 (ул. Суворова, 122) было расположено в центре города, и в настоящий момент закрыто. К открытию троллейбусного движения в 1948 г. здесь успели построить лишь временные деревянные строения, контактная сеть также не доходила до территории будущего депо. Поэтому первые годы на ночной отстой троллейбусы вставали на площади около драмтеатра. В 1951 г. депо, по-прежнему находящееся в стадии строительства, было решено частично ввести в эксплуатацию. Полностью сооружение депо завершилось лишь к 1957 г. По состоянию на начало 2005 г. депо обслуживало маршруты № 1 и 7, а до сокращения числа маршрутов в мае 2004 г. — также маршруты № 10 и 11.

В апреле 2005 г. новыми властями города было объявлено о реорганизации предприятий муниципального пассажирского транспорта с целью повышения управляемости и сокращения издержек. Был организован единый перевозчик — МУП «Пассажирские перевозки г. Пензы», на баланс которого перешло все имущество МУП «Горэлектротранс», ранее эксплуатировавшего троллейбусную сеть города, а также автобусных МУП «Пензенское ПАТП № 1» и МУП «Пензенское ПАТП № 2». Вскоре, в июне 2005 г. троллейбусное депо № 1 было закрыто, контактная сеть демонтирована, подвижной состав перераспределен между двумя оставшимися депо (преимущественно — в пользу депо № 3 в Кривозерье, которое с этого момента получило № 1). Обслуживание маршрута № 1 было передано депо № 2. Маршрут № 7 был передан депо № 1. Закрытие депо на ул. Суворова было объяснено значительным сокращением количества троллейбусов. В качестве альтернативного варианта использования депо называлась его передача в аренду частным предприятиям, эксплуатирующим «маршрутки», однако многим такой вариант развития событий изначально казался маловероятным. Дело в том, что территория депо находится практически в центре города и имеет отличную транспортную доступность, что делает её «лакомым» куском для застройщиков. На конец 2007 г. судьба территории до сих пор не определена, хотя из уст представителей городской администрации все чаще звучит предположение о её застройке «объектами жилой и коммерческой недвижимости». В 2010 году на территории расположилась сезонная ярмарка.


Наши дни

В Пензе действует шесть троллейбусных маршрутов. № 8, например, единственный соединяет Заводской район с Западной Поляной.

Но самое главное, что выгодно отличает электромашины, — цена проезда: 20 рублей, дешевле в городе нет. И такова она потому, что из бюджета на поддержание троллейбусных перевозок тратятся миллионы.

«Не знаем, почему так. Говорят, нерентабельно. Пассажиры возмущены. Идут разговоры, что закрывают», — пояснил водитель троллейбуса.

Вопрос дальнейшего существования многоместных машин поставили в феврале 2020 года. Тогда на комиссии в городской думе обсуждали будущую концепцию развития общественного транспорта.

«За троллейбусные перевозки мы платим 107 миллионов рублей в настоящее время. Целесообразно мы перевозим или нет? Может, это избыточный транспорт изначально?» — поинтересовался заместитель главы администрации г. Пензы Денис Леонтьев (2018-2020 гг.).

И вот водители уже называют сроки возможных перемен.

«Говорят вроде, убирают троллейбусы. До сентября у нас договор», — рассказал мужчина.

В администрации Пензы действительно планируют замену троллейбусных маршрутов на автобусы большого класса с предоставлением льготного проезда. Отмена электротранспорта без альтернативы не предполагается.

Однако концепция еще не утверждена. Решение по поводу нее будет принято после публичного слушания с участием общественности и депутатов городской думы.

Тем временем троллейбусы продолжают выходить в рейс, а вот кондукторов становится меньше — по разным причинам они выбирают другую работу. Поэтому некоторым водителям приходится трудиться за двоих и самостоятельно выдавать билеты.

! ПО МАТЕРИАЛА СМИ «ПензаИнформ» !


Конец света в Пензе. Кто и зачем рисует зловещие цифры на световых опорах

Читатели Первого пензенского портала обратили внимание на странные цифры, которые появились на световых опорах в областном центре. По слухам, контактные сети ждет большая распродажа, а город может остаться без света уже к концу года.

Спустя некоторое время после появления зловещих цифр, их закрасили. Коммунальщики работают достаточно оперативно – это говорит о том, что пронумеровали световые опоры не по инициативе властей. По слухам, столбы пересчитали некие частники, которым принадлежат контактные троллейбусные сети. К осени в Пензе ожидается банкротство троллейбусного предприятия и дальнейшая продажа его имущества.

Слухи косвенно подтверждаются информацией источника Первого пензенского портала, который сообщил, что сотрудников троллейбусной компании предупредили о массовых сокращениях. Через несколько месяцев кондукторы и водители могут остаться без работы.

Троллейбусы, которые ездят по Пензе, прямо скажем, далеко не новые. Скорее всего их просто сдадут в металлолом, как и провода контактных сетей. Такое развитие событий может показаться нереальным, если не знать, что в свое время все троллейбусное имущество в Пензе купила частная компания. Которая сегодня переживает не лучшие времена.

Пенза не просто может лишиться троллейбусов. Есть более глобальная угроза. После продажи контактных сетей часть Пензы может остаться без электричества. Последствия для экономики областного центра могут быть катастрофическими. Невозможно убедить кого-то вкладываться в такой город и открывать здесь новые производства. В итоге существует угроза остановки действующих предприятий и строек. Город может опустеть, а люди будут продавать имущество за бесценок.

Мы понимаем, что все это выглядит как сценарий из фильма-апокалипсиса. Но вряд ли владельцы сетей заботятся о последствиях продажи. При передаче стратегически важных отраслей в частные руки риски для экономики и инвестиционной привлекательности становятся фатальными.

! ПО МАТЕРИАЛА СМИ «Первый пензенский портал» !

Комментарии оскорбительного характера и с использованием ненормативной лексики, а также ссылки на сторонние ресурсы, не имеющие отношения к обсуждаемой теме, удаляются.

Радио ШТАНЫ не несет ответственности за содержание комментариев.

Сейчас играет
Радио ШТАНЫ
Россия
Фото ведущего