- /новости
- /горячие новости
- /за что русские рокеры не любили попсу: мировоззренческая война 90-х
За что русские рокеры не любили попсу: мировоззренческая война 90-х
В музыкальной истории России 90-х и начала 2000-х существовал глубокий антагонизм между поклонниками рока и поп-музыки. С позиций сегодняшнего дня эта непримиримая вражда может показаться преувеличенной, однако для того времени она была основана на чётком мировоззренческом разделении.
Поводом для очередной волны досады у р-аудитории мог стать, например, хит-парад «Чартова дюжина» на «Нашем радио», который после показа «Неголубого огонька» с рок-артистами, исполнявшими поп-хиты, надолго заняли кавер-версии вроде «Маленькой страны» от «Агаты Кристи». Для рок-фанатов это было доказательством тезиса: «любит наш народ всякое говно», а угроза вытеснения «нормальных песен» из эфира воспринималась всерьёз.
Как отмечает автор, водораздел проходил не по стилистическому, а по идеологическому принципу. Клип Филиппа Киркорова в стилистике Мэрилина Мэнсона не делал его рокером, а эксперименты Ларисы Долины с хэви-металом всё равно считались попсой. При этом группы вроде «Секрета», «Браво» или A-Ha, которые нравились рок-аудитории, просто причислялись к року. Поп-музыка 90-х, по меткому выражению Олега Кармунина, представлялась «невыносимым кислотным адским дерьмищем», а появление «Нашего радио» позволило окончательно разделить мир на «нашу» музыку с «искренними воинами света» и «чужую» — коммерческую и бездушную.
Однако эта борьба часто выглядела противоречиво. Рокеры, став частью музыкальной индустрии и зарабатывая на стадионных концертах огромные деньги, с осуждением относились к коммерческому успеху поп-исполнителей. Борьба Юрия Шевчука с Киркоровым и фонограммами казалась многим жалкой, ведь зрители шли на поп-концерты не за вокалом, а за шоу. При этом рок-группы зачастую не могли предложить сопоставимого зрелища, а их претензии на исключительность порой выглядели необоснованными.
Ярким примером абсурда этой войны стало появление супергруппы «Рок-группа» с хейт-песней «Попса», которое даже фанаты жанра сочли провальным. В то же время последовательность таких музыкантов, как Михаил Горшенёв, который искренне ненавидел попсу и до конца жил в соответствии с рок-н-ролльным образом жизни, вызывала уважение, даже несмотря на его огромную популярность.
Таким образом, ненависть русских рокеров к попсе была сложным феноменом, сочетавшим искреннее эстетическое отторжение, идеологическое противостояние и коммерческую конкуренцию, которая маскировалась под борьбу за чистоту жанра.
По материалам: Информационного агентства InterMedia