За что русские рокеры не любили попсу: мировоззренческая война 90-х

В музыкальной истории России 90-х и начала 2000-х существовал глубокий антагонизм между поклонниками рока и поп-музыки. С позиций сегодняшнего дня эта непримиримая вражда может показаться преувеличенной, однако для того времени она была основана на чётком мировоззренческом разделении.

Поводом для очередной волны досады у р-аудитории мог стать, например, хит-парад «Чартова дюжина» на «Нашем радио», который после показа «Неголубого огонька» с рок-артистами, исполнявшими поп-хиты, надолго заняли кавер-версии вроде «Маленькой страны» от «Агаты Кристи». Для рок-фанатов это было доказательством тезиса: «любит наш народ всякое говно», а угроза вытеснения «нормальных песен» из эфира воспринималась всерьёз.

Как отмечает автор, водораздел проходил не по стилистическому, а по идеологическому принципу. Клип Филиппа Киркорова в стилистике Мэрилина Мэнсона не делал его рокером, а эксперименты Ларисы Долины с хэви-металом всё равно считались попсой. При этом группы вроде «Секрета», «Браво» или A-Ha, которые нравились рок-аудитории, просто причислялись к року. Поп-музыка 90-х, по меткому выражению Олега Кармунина, представлялась «невыносимым кислотным адским дерьмищем», а появление «Нашего радио» позволило окончательно разделить мир на «нашу» музыку с «искренними воинами света» и «чужую» — коммерческую и бездушную.

Однако эта борьба часто выглядела противоречиво. Рокеры, став частью музыкальной индустрии и зарабатывая на стадионных концертах огромные деньги, с осуждением относились к коммерческому успеху поп-исполнителей. Борьба Юрия Шевчука с Киркоровым и фонограммами казалась многим жалкой, ведь зрители шли на поп-концерты не за вокалом, а за шоу. При этом рок-группы зачастую не могли предложить сопоставимого зрелища, а их претензии на исключительность порой выглядели необоснованными.

Ярким примером абсурда этой войны стало появление супергруппы «Рок-группа» с хейт-песней «Попса», которое даже фанаты жанра сочли провальным. В то же время последовательность таких музыкантов, как Михаил Горшенёв, который искренне ненавидел попсу и до конца жил в соответствии с рок-н-ролльным образом жизни, вызывала уважение, даже несмотря на его огромную популярность.

Таким образом, ненависть русских рокеров к попсе была сложным феноменом, сочетавшим искреннее эстетическое отторжение, идеологическое противостояние и коммерческую конкуренцию, которая маскировалась под борьбу за чистоту жанра.

По материалам: Информационного агентства InterMedia

добавляй нас в соцсетях

и будь в курсе всех событий

logo

© 2025 «Радио ШТАНЫ» 12+

12+

Средство массовой информации «RADIOSHTANI.RU» зарегистрировано 29 марта 2021г. в форме распространения «Сетевое издание». Регистрационный номер СМИ Эл Nº ФС77-80691 от 29.03.2021г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Для детей старше 12 лет.

Учредитель сетевого издания: Индивидуальный предприниматель Ларин Евгений Дмитриевич

Главный редактор: Ларин Е.Д.

i

*Стоимость SMS-сообщения согласно тарифу Вашего сотового оператора. Сервис предоставлен ПАО «МЕГАФОН».

Радио Штаны

Прямой эфир